УЗГЕН – СЕРДЦЕ ШЕЛКОВОГО ПУТИ
Один из древнейших городов страны Узген,
стоит прямо на трассе Бишкек-Ош.

Проехать мимо не удастся,
даже если не хотите, вы увидите величественный Минарет
с многовековой историей.
Съемочная группа Мультимедийного информационного агентства "Говори ТВ" увидела башню по пути в Ош, однако остановится не было времени, да и мы решили оставить этот интересный рассказ, так сказать на десерт, завершив все съемки по югу страны. На обратной дороге мы уделили этому месту больше внимания и решили ощутить душой, жизнь исторического города.

Это очень компактный город. По рассказам жителей, история города уходит корнями в бронзовый век, но мы расскажем только то, что запомнилось местым историкам. Мы стараемся собирать факты, которые ранее не озвучивались. Это конечно же вызывает массу споров, ведь еще не изученное всегда будет вызывать сомнение, но мы хотя бы даем пищу для размышлений, чтобы факты были точнее, а история имела доказательства существования древней цивилизации.
История Узгена
Неизвестно сколько на самом деле лет Узгену. Однако раскопки, которые велись
под городом дали возможность археологам предполагать, что 38-метровый канал имеющий все водопроводные трубы, введены в эксплуатацию 2500 лет назад, представителями древней цивилизации. Под городом до сих пор существует 9 подземных проходов. Город Узген населяли очень образованные зодчие и строители, тогда здесь процветала торговля, строительство и различные ремесла.
Этимология названия Узгена еще не достаточно изучена, так как существует множество вариантов значения названия города.

По одной из версий река "Кара Дарыя", протекающая вдоль города раньше называлась "Озгон". Так решили назвать реку, из-за того, что человек не мог угнаться за течением, когда решили бросить траву в воду. Другая версия переносит нас к «Собранию тюркских языков», автором которых является Махмуд Кашгари, где можно найти любопытные сведения об Узгене. Уз — свой, кенд — город, населенный пункт. Следовательно, «узген» имеет значение «свой, собственный город». Есть еще одна вариация значения слова - "Узген- город ста дорог". Однако, наша съемочная группа повстречала исследователя истории Ысмаила Салимова. Он поддерживает труды ученого Лепси, который расшифровал этимологию Узгена и призязал значение к имени правителя Огузхана.
Минарет XI века
"Узгенский историко-культурный и архитектурно-археологический комплекс, без упоминания которого не обходится ни одна научная монография или журналистская работа по истории, культуре, искусствоведению, архитектуре средневековой Средней Азии, является памятником истории, представляющий огромную ценность", -пишется в открытых источниках.
Да, это так. Узгенский минарет изучен, исследован и про него написано огромное количество книг и научных работ. Директор музейного комплекса Авазбек Турсунбаев рассказал, что тысячу лет Узген был местом остановок для путешественников, торговцев, а к середине XI столетия Караханиды основали тут одну из столиц своего царства. Караханидская держава была одной из могущественных на территории средневекового Востока. Этот минарет возведен в том веке и построен он был из жженого кирпича разных размеров, уложенных в ажурные, причудливые орнаментальные пояса.
Узгенский минарет это –
уникальный шедевр монументального зодчества тех времен.
Снаружи минарет в его цилиндрической части очень красив, состоит из
11 различных поясов, орнаментированных интересными по своему замыслу узорами. При этом можно увидеть как фигурные, так и растительные узоры. Эти орнаменты рельефные, т.е. вырезаны в самом кирпиче, и поэтому смотрятся просто грандиозно.
Если верить исследованиям историков и археологов, Узгенский минарет был построен в период рассвета Караханидской эпохи. Город Узген являлся вторым центром, наряду с Баласагыном, великого Караханидского государства. Минареты были предназначены для того, чтобы муллы призывали мусульман к молитве, поэтому башня была построена в центре города. Высота башни намного выше других сооружений и зданий, поэтому бурана Узгена служила еще и надзорным пунктом для хранителей порядка. И еще башня служила маяком для путников, увидев издалека это сооружение, они ориентировались по местности. Внутри минарета имеется винтовая лестница, света внутри минарета очень мало, так как предусмотрены только два узеньких оконца.
Мавзолей караханидов
Уникальность Узгенского музейного комплекса состоит в том, что здесь компактно расположены сразу четыре исторических и археологических памятников, построенных в течение XI-XII веков н.э. При этом все они по историческим меркам отлично сохранились. По данным директора музея, южный мавзолей был построен в 1187 году, а северный раньше - в 1152 году. Самый старинный - средний мавзолей, который построен в IX-X столетиях. Он имеет квадратную форму и когда-то он был с куполом. Все три минарета своими фасадами ориентированы на юго-запад, образовывая площадь. С южной части площадь ограничивается рекой Кара-Дарья, а с юго-западной части переходит в стародавний некрополь, датированный XIII-XIV веками.
Отмечается, что в северном мавзолее похоронен Султан Санджар-Мази, который является потомком Джагатая - сына Чингисхана либо Султан Ильчи-Мази – родственник беков-саратников Бабура. Средний мавзолей, вероятнее всего, хранит останки матери султана, но озвучиваются и другие версии. Вероятно, в древних мазарах похоронен знаменитый хан Клыч-Бурхан со своими родителями.
Легенда «Узгенского Геракла»
В легенде рассказывается, что у подножия горы, откуда берет свое начало река,
жил кровожадный дракон.
Чтобы беспрепятственно набрать воды, жители были вынуждены каждый день приносить ему свой скот. Потом дракон потребовал, чтобы ему на съедение отдавали молодых девушек. Он не давал покоя жителям и каждый день съедал по одному человеку. Некоторые смельчаки пытались его убить, но погибли сами.
Много времени продолжался жор дракона, пока не вырос
герой Клыч-Бурхана. Герой знал, что дракона можно убить и силой
и хитростью, поэтому заманил Клыч-Бурхана чудовище в узкое место между скалами и притворился слабым, увидел дракон немощного парня и потерял бдительность. Только он прислонился чтобы понюхать добычу, тот час герой вонзил прямо в сердце дракона свой острый меч. Так поборол страшного дракона Клыч-Бурхана и стали его с тех пор называть
«Узгенским Гераклом».
В Узгене находится еще один мавзолей,
только он расположен в другой части города.
Рядом с жилыми домами находилась могила неизвестного человека,
никто не знал, кто покоится здесь.

Но никто и не осмеливался сравнять с землей эту одинокую могилу, хотя вокруг вся местность застраивалась и жители возводили дома, вокруг нее. Однажды все изменилось. Для всех стало сенсацией когда стало известно, что в этой могиле покоится Имам Сарахси,
один из сильнейших ученых ханафитского мазхаба. Его даже называли «Шамсу аль-Аимма»,
что значит «Солнце имамов».
Его книга «аль-Мабсут», которая состоит из тридцати томов, является одной из основных книг Ханафитского мазхаба. Кстати, эту книгу имам писал в течение 15 лет, не имея при себе
ни бумагу, ни чернила, ни книг.
Писал он ее будучи в тюрьме, изолированный от всего. Те, кто посадил его туда надеялись,
что будучи в тюрьме, он оставит науку и утонет во тьме ямы. Однако, имам Сарахси, который ставил науку и знание превыше всего, напротив, написал свои лучшие труды в тюрьме.
Имам Сарахси жил во времена Караханидского каганата. Это было тяжелое время, время, когда все новые и новые испытания сыпались на мусульман. С одной стороны исламский мир сталкивался с внешней угрозой в лице крестоносцев, с другой – он претерпевал междоусобные распри, что приводили к разделению исламского мира. В то время правители караханидского каганата постоянно оказывали давление на своих ученых, а некоторых бросали в тюрьмы. День ото дня росли налоги, которые тяжким бременем ложились на плечи народа, люди постоянно страдали от давления государства.
Имам Сарахси выступил против тирании государства, он критиковал некоторые перегибы государственной политики, издавал фетвы об отказе выплаты налогов.
Правитель, несмотря на почтенный возраст имама (ему уже было 64 года) и его заслуги на пути знаний, начал преследовать имама и заключил его в тюрьме в городе Узген на 15 лет. Тюрьма не сломила сильный дух и стойкую веру и убежденность имама. Напротив, она стала местом, где имам Сарахси написал свои лучшие работы. В течение 15 лет он написал такие книги как «Ал Мабсут», «Усуулул Фикх», «Шархус Сиярул Кабиир», «Зиядатуз Зиядат», «Шарху Жамиис Сагиир», «Шарху Жамиил Кабиир».
Рядом с его мавзолеем сегодня находится библиотека, где хранятся все его книги.
В наши дни решился вопрос о строительстве возле его мавзолея большого музейного комплекса, который финансирует турецкий фонд, ради этого были выкуплены и снесены 7 жилых домов, построенных возле могилы. Кстати и этот красивый мавзолей был построен на средства гранта Турции.
Даже в самые трудные моменты жизни он, вместе с учениками не оставлял служение религии. Все дни в тюрьме он проводил в посту, а ночи в намазе. Верность имама Сарахси к законам Аллаха, его преданность правде и справедливости, его ненависть ко лжу и лицемерию, является великим примером для всех ученых и мусульман. В 1087 году он был освобожден и провел последние три года своей жизни на воле, дорабатывая свои книги. Он умер в городе Узген и был здесь похоронен.
Как видно, Узген город не простой. Жизнь здесь бурлила не только на земле, но и под землей, все эти подземные туннели ведут в разные места. Город изучен и о нем много пишут, однако еще не раскрыта история этого древнего поселения. Археологам еще предстоит сделать немало открытий и удивить весь мир тем, что в Кыргызстане будет найден клад или кладезь знаний, которые были оставлены здесь древними людьми,
чтобы мы смогли открыть сундук предков и расшифровать их послание.

Материал подготовлен при поддержке Интерньюс Кыргызстан
Авторы:

Кайыргуль Урумканова
Акылай Маратова
Жээнбек Сагыналиев
Баязэт Бейшенбек уулу
МИА "GOVORI.TV" 2018
Made on
Tilda