Ак Талаа- земля древних гуннов и баатыров-великанов
На самой границе Кыргызстана и Китая расположен регион Ак Талаа. Так как это была крайняя точка Нарынской области, за которой простираются земли Китая, то и на защиту рубежей надо было стоять очень зорко. Наверно поэтому здесь родились великаны. Самый высокий человек родившийся в Ак-Тале был Алп Тобок, высота его роста составляла 4 метра. Мы, жители современного Кыргызстана успели увидеть одного из таких великанов, это Женишбек Райымбаев, 2 метра 32 сантиметра - примерно на столько вымахал Женишбек. Он родился в селе Ак-Кыя Ак-Талинского района Нарынской области 23 мая 1979 года. Родители дали ему имя в честь Дня победы: "Жениш" в переводе на русский язык означает то же самое, что и "Виктор" - "победитель".
Гуливер Алп Тобок
Женишбек потомок Гуливеров, которые заселяли Ак-Талу. Еще надо выяснить, почему именно в Ак-Тале разродились такие высокие люди. А пока мы расскажем о героях-великанов, которые в свое время защищали кыргызов.
Алп Тобок-великан проживавший в селе Куртка в XVI веке. Высота его роста составляла 4 метра. Он всю жизнь проходил пешком, потому что ни одна лошадь не могла его поднять. 10 лет Жанболот с сыном Бериком находились в рабстве в Китае, тогда собрался народ из Суусамыра, Арстанбаба , Андижана и Чуя и попросили кыргызы Алп Тобока отправиться спасти братьев. Они наказали Алп Тобоку привезти их живыми или мертвыми.

Собрался в путь Алп Тобок, набрал в куржун курута и талкана. Чтобы добраться до Китая надо было перейти через бурную реку Нарын. Алп Тобок зашагал по воде как по луже, река пришлась ему по колено. Несколько дней он провел в дороге, наконец добравшись он сообщил послу Китая весть, о том, что намерен забрать брата Жанболота.

Решили потешиться над ним послы Китая и выставили три условия, если он их выполнит, что Жанболот с сыном будут освобождены.

Первое условие: выйти на бой с самыми могучими бойцами Китая и победить их.

Второе условие: вход в самую большую тюрьму Китая был закрыт железными воротами, ни один человек не мог их открыть самостоятельно, китайцы запрягали четырех мулл и с их помощью они открывали тяжелые засовы. Алп Тобок должен был сам открыть железные ворота.

Третье условие: В случае, если вдруг удаться зайти в тюрьму, то Алп Тобоку надо было найти среди 10000 пленных, своего брата. А это была сложная задача. За 10 лет рабства брат и его сын могли измениться.

Согласился Алп Тобок на их условия.

Когда самые сильные китайцы начали с ним борьбу, ему показалось, что кто-то сзади его ущипнул, но не более. Со вторым условием он также справился, он с легкостью открыл железные засовы. Но когда вошел в тюрьму, он увидел, что все пленные были на одно лицо, чумазые, с длинными волосами и в потрепанной одежде.

Тогда он вскричал: "О, Жанболот, братишка, ты здесь?". Его голос был таким громким, что эхом пронесся по всей тюрьме. Жанболот, который в это время находился в задней части двора, узнал голос брата. Он вскочил, схватил своего сына и побежал к воротам. Его действительно было не узнать, бородатый, с отросшими ногтями и волосами, он давно потерял человеческий вид.

Китайцы впали в раздумье. Они понимали, что надо отдать Жанболота и его сына Берика великану, но если они это сделают, то когда-нибудь сын Жанболота отомстит им. Тогда они решили погубить маленького Берика. Они отпустили пленных, но надели на Берика рубашку, она была отравлена. По дороге, когда Берик вспотел, яд начал действовать и ребенок умер в дороге. Алп Тобок свернул его тело в свой носовой платок, посадил на себя Жанболота и вернул его домой.

Могилы гуннов
От центра Ак-Талинского района села Баетово до крепости "Шырдак бек" 45 км. Эта крепость находится в близости с китайской границей, она была построена для обороны рубежей. По рассказам, здесь располагался старый город. Но, до строительства крепости, намного раньше, во II веке здесь проживали гунны.
В открытых источниках пишется:

Гунны - народ, внезапно явившийся из глубин Азии, прокатившийся волной по Европе и оставивший о себе множество легенд. Самым известным гуннским вождём стал Аттила, великий конунг Атли скандинавских саг. Из Азии в разные времена мигрировало много различных народов, но именно гунны оставили столь яркий след в истории, словно растворившись после загадочной гибели своего самого великого вождя.

Религией этого кочевого народа было тенгрианство – поклонение Вечному Голубому Небу. Местом обитания верховного божества считалась гора Хан-Тенгри в Тянь-Шане, также существовало много капищ с идолами, литыми из серебра. В качестве защитного символа гунны носили амулеты из драгоценных металлов с изображением драконов. Среди правящей верхушки гуннов имелся верховный шаман, который испрашивал у божества советы для принятия важных решений. Священными считались стихии: огонь, вода, земля. Имелся также культ священных деревьев, им в жертву приносились лошади, шкуры которых снимались и распяливались между ветвями, а кровь разливалась вокруг. Призывая помощь бога войны, хунны применяли очень древний обычай «туом»: расстрел знатного пленника «тысячью стрел». Логично предположить, что и гунны совершали такой же обряд.

В Ак Тале расположены могилы, местные историки считают, что это остатки гробниц гуннов. Но здесь уже ничего не сохранилось, только маленькие бугорки земли. Всего известно о 6 могил, они расположены в местночти, которая называется "Торт гул", рядом с крепостью "Шырдак бек".
Крепость "Шырдак бек"
Крепость была построена ханом Шырдак беком в IX-XII вв. Чтобы защитить свой народ от набегов врагов он выстроил неприступную крепость. Высота достигала 6-9 метров, а длинна несколько километров. Чтобы обеспечить водой жителей городка были вырыты водопроводные траншеи, по ним доставлялась вода через подземный ход. Сами стены были построены из глины смешанной козьим жиром и шерстью. Поэтому прорубить из было очень сложно.
В Ак Тале есть еще одна крепость, построенная в IXX веке. Она расположена в селе "Конорчок", на Великом Шелковом пути. Отмечается, что была построена эта крепость во времена кокандского ханства. Отсюда велся дозор и военные обороняли местность от нападения врагов. Крепость принимала на себя пушечные снаряды, но могла устоять им. Сегодня это развалины, и мало кто придает значение этому историческому памятнику
Богатая на предания Ак-Талаа
Городище "Мына келди"
В Ак-Тале можно найти очень много исторических памятников. На самой границе с Китаем находится городище "Мына келди", от слова "Вот пришел". По легенде, у одного хана долго не было детей. И вот через несколько лет у него рождается девочка. На той по случаю рождения ребенка должны были приехать гости из далеких краев. Они так долго ехали, что все время хану докладывали: "Мына келди, мына келди", так и осталось за этим местом название "Мына келди". Гости все же приехали, а дочь, хан назвал Макмал. Сегодня золоторудное месторождение называется "Макмал".
Жадный хан, превращенный в камень
В селе "Кош Добо" есть каменные изваяния "Ашказан". По легенде, богач, проживающий здесь, был настолько жадным, что налагал на простых подданых много дани, но никому добра не делал. Он собирал и собирал золото, что Бог решил его наказать. За свою жадность и за страсть к богатству богач превратился в камень, и все его богатство исчезло и превратилось в камни. Так вот, эти камни, сегодня можно увидеть в селе "Кош Добо"
Тайлак Баатыр- борец за независимость кыргыза
Мы писали о спасении баатыра Жанболота его братом Алп Тобоком. Спустя века родился на этой земле внук Жанболота- Тайлак, воин, который боролся за независимость своего народа.

Тайлак баатыр родился в 1796 году в Ак-Талинском районе Нарынской области. Он был высокого роста и обладал недюжиной силой. С раннего возраста он защищал границы, во время попытки китайцев проникнуть выступил против гнета Циньской империи. В этом освободительном движении также участвовал брат Тайлак баатыра Атантай.

Наиболее яркими страницами в истории является борьба за освобождение от Кокандского ханства в 1830 годах. Кыргызы под предводительством Тайлак баатыра смогли остановить большие силы кокандских ханов. 7-тысячное войско, отправленное Кокандским ханством, не смогло пробиться в земли тянь-шаньских кыргызов.

В 1833 году кокандский хан направил против Тайлак баатыра вооруженный отряд численностью 700 человек во главе с предводителем Арапом с целью пленения его. Тайлак встретил его на территории Тогуз-Тороо, в единоборстве убил Арапа, пленил 60 сардаров, остальные нашли верную смерть на непокоренной кыргызской земле. Третье сражение состоялось в конце 30-х годов XIX века, когда Мадали-хан организовал набег на Тайлак-баатыра. Силы Тайлак-баатыра нанесли захватчикам сокрушительное поражение. Тайлак со своими войсками с победой вернулся на родину. Слава о непобедимом народном герое распространилась по всему Востоку. Верующие читали хатбу в мечетях, акыны слагали песни о Тайлаке. Не могли победить Тайлака враги и убили его хитростью. Правнуки Тайлак баатыра сегодня проживают в Ак Тале. Тынычбек Абдылдабеков потомок Тайлак Рыскул уулу в шестом поколении. Он свято хранит наследие своего предка
Кокон хандын чалгынчысы келип, такыр Тайлак баатырды ала лабай калган. Дербиштин кейпин кийип келип, эки жыл ошол жерде жашап. Элди дарылап, анан тайлак баайтыр ооурп калганда , эки ваианты бар. Мурдунун учунан кан алган деп айтылат. Экинчиси, ууга чылагна уста менен чачын алган деп айтылат Ошентип баатырда олтургон
П рассказам Тынычбека Абдылдабекова, враги не могли в честном бою победить Тайлак баатыра, поэтому прибегли к хитрости. Есть два варианта истории о смерти баатыра. Кокандский правитель отправил в Ак Талу лазутчика под видом дервиша. Он два года жил в деревне, вошел в доверие и даже лечил людей. Когда заболел Тайлак баатыр, он внес в его кровь яд. По второй версии, лазутчик сбрил волосы баатыра отравленным лезвием. Тайлак баатыр умер в 1838 году и похоронен рядом с крепостью Куртка. Там был возведен мавзолей в его честь. Он был похоронен рядом с братом Атантаем.
Местные отмечают, что недавно в Ак-Талу приезжали кыргызы из России, они рассказали, что останки Тайлак баатыра в свое время были вывезены из Кыргызстана и находятся Петрограде. Они обещали привезти их на родину, но пока не выполнили обещания
В Ак –Тале находится еще одна могила - героя нашего времени. Выдающийся манасчы и акын-письменник Тоголок Молдо (настоящее имя — Байымбет Абдырахманов, родился в 1860 г. в аиле Куртка, ныне Ак-Талинского района Нарынской области, в семье музыканта Абдырахмана.
Слагать стихи и записывать их Тоголок Молдо начал с 14 лет. Его многогранное творчество питали живительные соки двух могучих источников: фольклора и передовой прогрессивной дореволюционной письменной литературы Востока, издававшейся на татарском и казахском языках. Преломив это в своем творчестве Тоголок Молдо стал подлинным новатором в кыргызской поэзии.
В сатирических стихах и в поэмах «Кемчонтой», «Бабырканы» (обе — 1900) Тоголок Молдо обличал алчность богачей, в поэме «Сказание о водяных и наземных птицах» (1908) в аллегорической форме изобразил социальные противоречия.
В дореволюционное время Тоголок Молдо за свои демократические взгляды и выступления в защиту простого народа неоднократно подвергался преследованиям со стороны баев и манапов.

Тоголок Молдо умер в 1942 году и был похоронен недалеко от своего дома. Сегодня на месте, где он жил можно найти развалины его жилья и мечети, где он преподавал.
У акына – две жизни. Первая длится от его рождения до смерти, вторая – это его творческое наследие, оставленное потомкам, которое живет в веках, прославляя его имя.
Вот такая Ак Талаа далекая, независимая и безумно интересная земля, каждое его село несет в себе посыл предков. Здесь проходил Великий Шелковый путь, здесь жили великаны, здесь строились крепости и отсюда защищались границы кыргызов и здесь родились настоящие герои. Все это наше с вами наследие. И его нужно бережно хранить, если не для себя, то ради потомков, ради будущего, чтобы наши дети и внуки знали какой мы народ, какую энергетику мы несем и какое место мы занимаем в этом мире.
"МИА" Govori.tv
Авторы
Кайыргуль Урумканова

Жээнбек Сагыналиев

Адилет Жумакадыров



Материал подготовлен при поддержке Интерньюс-Кыргызстан



Made on
Tilda