Легенды Каркыры и Санташа

Пожалуй ни один регион Кыргызстана не сравнится с красотой и изобилием волшебных мест Иссык-Куля. Каждый населенный пункт этого замечательного края – уже Легенда.
Съемочная группа Мультимедийного информационного агентства «Говори ТВ» в рамках своей поездки по Иссык-Кульской области, случайно попала на празднование дня фермеров Тюпского района. Администрация района решила устроить праздник для людей, после массового падежа скота весной 2018 года, когда сотни баранов и лошадей замерзли от холода. Власти решили вспомнить обычаи предков и организовали этнофестиваль на одном из самых красивых джайлоо- Каркыре.
Путь на джайлоо Каркыра не близкий. Но стоит туда поехать. Дорога пролегает через село Санташ. Это место таит в себе много легенд. Одна из которых о потомке великого Чингизхана - Тамерлане. Этому могучему и безжалостному хану, основателю государства Моголистан принадлежали территории от Бухары и Самарканда до восточной части Тянь-Шаня.

Легенда Санташ
Даже такому великому хану не удавалось преодолеть коварный горный перевал Санташ. Три раза пытался покорить независимый и свободолюбивый народ Тамерлан. Но племена, обитающие на Иссык-Куле, не хотели сдаваться. На протяжении долгих 26 лет пытался он заставить иссык-кульцев признать его своим ханом, но все безрезультатно. Хитрее и проворнее Тамерлана были местные жители. Узнав об очередном походе завоевателя, уходили люди в горы, подальше от войны и амбиций. Там, в густых лесах, невозможно было отыскать их. Ведь они выросли в этих местах и знали здесь каждую тропинку и деревце. После того, как армия завоевателя покидала прибрежные земли озера, местные племена возвращались на свои земли. Говорят, что в один из таких походов, когда Тамерлан вновь подошел к Иссык-Кулю, приказал он своим воинам взять по камню и бросить в одну кучу. Появилась огромная каменная гора. На обратном пути воины должны были взять по камню и переложить камни на другую сторону. Так Тамерлан считал свое войско, чтобы понять, скольких унесло поле брани. После похода убедился Тамерлан, что погибло воинов гораздо больше, чем осталось в живых, поскольку вторая кучка оказалась мизерно маленькой по сравнению с той, первой. Много воинов полегло, не смогли они взять назад свои камни. Стали называть эту кучку Санташ. Что значит в переводе с тюркского «счетные камни». До сих пор Санташем именуют один из перевалов Иссык-Куля

Санташ это место, где собраны камни. Раньше на этом месте располагались две большие горы. В истории не написано сколько было воинов у Тамерлана. По легенде он совершая поход на перевал повелевал своим воинам собрать камни в одну кучу, образовалась большая куча, а когда возвращался с похода, то оставшиеся в живых воины создавали вторую кучу, так считал свое войско полководец. Однако после раскопок в 1970 годах археологи выяснили, что нынешние горы камней, это остатки древнего каменного дома Караван –Сарая, здесь путники останавливались и подкреплялись, чтобы легче преодолеть перевал. Раскопки показали, что под грудой камней были обнаружены комнаты, кухня, спальни и даже зал заседаний. Что удивительно валуны были больших размеров, это говорит о том, что раньше здесь жили люди большого роста, владеющие недюжинной силой.
Каркыра- журавлинный крик
Территория урочища Каркыры более 60000 гектаров. Свое название это место получило благодаря журавлям, которые как и путники Великого Шелкогового пути, любили останавливаться здесь, чтобы передохнуть осенью и весной во время сезонных перелетов.
Каркыра - обширная территория, включающая в себя такие местности, как бассейн реки Каркыра, Жылуусуу, Кеген, Талды-суу, Токтаян и Санташ. Это место просто создано, чтобы проводить здесь мероприятия самого разного масштаба. Так, согласно сказаниям эпоса «Манас» на джайлоо, названным в честь тысяч кобылиц Сарыбая «Мин жылкы», были проведены поминки Кокетая, друга Манаса. Однако сам Кокетай перед смертью строго запретил проводить пышные похороны и звать гостей, но его единственный сын Бокмурун не послушал отца и созвал на годовщину смерти отца и друзей и врагов.
Поминки по хану Кокетею в долине Каркыра

Вот старца отдали земле,
Упали на колени ниц,
Обряд прощальный провели,
Десятки жирных кобылиц,
Баранов сотню и коров
В честь хана в жертву принесли.
Кошоя Бокмурун позвал:
— Совет мне дайте мудрый свой,
Почтенный дядюшка Кошой.
Хотел бы ровно через год
Поминки с честью провести,
Со всех концов позвать гостей,
Чтобы надолго мой отец
Остался в памяти людей.

Скажите, дядюшка Кошой,
Где есть широкое жайлоо,
Чтоб в юртах тысячи людей
Свободно можно разместить,
А рядом чтоб текла река,
Чтобы смотреть издалека
На скачки сотен лошадей.
В день жаркий чтобы для гостей
Прохлада нежная была!
И мудрый дядюшка Кошой,
Большой знаток земли родной
Сказал, что в мире места нет,
Чем благодатный Каркыра.
— Долина вечных снежных гор,


До неба синего простор,
Трава, как бархатный ковер,
Внизу бурлит река Кеген,
Такой ты не найдешь взамен!
Вода прозрачна, как слеза,
Вкусна, как райская зам-зам!
И юрты тысячным гостям
Поставить можно будет там.
Чтоб вырыть сотни очагов
Для самоваров и котлов,
Там есть места по берегам,
И выпас для коней найдем.
Дух Кокетея будет рад,
Коль там поминки проведем!

Сегодня Каркыра также, как и тысячи лет назад собирает здесь людей. Массовые мероприятия проводятся летом часто. К примеру вот этот праздник фермеров. В честь тружеников проводятся скачки, организуется айтыш, ярмарка вещей и продуктов, а также различные национальные игры: кыз куумай, перетягивание каната, борьба





Особенно интересно видеть на национальных играх - лучников. Аида Акматова рекордсменка Европы и Кыргызстана по ножной стрельбе из лука. Ей всего 32 года, а она завоевала не мало наград.
Издревле кыргызы охотились при помощи лука, собаки и беркута, они добывали дичь и защищали овец от хищников. По традиции длительная групповая охота, называлась салбуурун. Во время таких походов кыргызы выявляли лучших охотников, лошадей, беркутов и тайганов. Это было своеобразным отбором. По словам президента Федерации салбурун Алмаза Акунова в последние несколько сотен лет кыргызы перестали охотиться с помощью стрел. Традиция все больше уходила в прошлое и не было среди кыргызов, кроме богатыря Жаныл мырзы известных лучников. Поэтому Акунов решил создать в Кыргызстане федерацию лучников и возобновить традиции предков.
В современной истории кыргызов стрельба из лука перестала быть основным способом охоты. Даже не осталось мастеров, которые бы изготавливали лук и стрелы. Но ведь это искусство, это предание предков. Мы решили исправить ситуацию и возрождаем традиции. Для этого, в качестве мишени мы выбрали изображения горных козлов и это не случайно. Оказалось, наши предки, когда выходили на охоту, никогда не отстреливали самок архаров, они бережно относились к продолжению рода, поэтому в качестве мишени выбирались самцы. Мы учимся стрелять из лука на расстоянии 35-40 метров.
Национальные игры придуманные мудрыми предками дают возможность выработать мужество и ловкость. Мало кому удается быть лучшим на скачках или борьбе. Ранее все эти состязания воспринимались больше как игра, а не спорт, пока не начались Всемирные игры кочевников. Наравне с другими международными спортивными состязаниями, Всемирные игры кочевников собирают спортсменов со всего мира и национальные виды спорта кочевых народов становятся все колоритней и весомей.
В этом и заключается роль поколения, в сохранении традиций предков, которые чтили свой родной край, свою индивидуальность
"МИА" Govori.tv
Авторы
Кайыргуль Урумканова

Жээнбек Сагыналиев

Калыс Ашырбаев



Материал подготовлен при поддержке Интерньюс-Кыргызстан

Made on
Tilda