Падыш Ата- Величественный мазар среди высоких скал
Сундук предков. Удивительный Кыргызстан
Мультимедийное информационное агентство "ГовориТВ" продолжает путешествовать по югу, в рамках проекта "Бабалар Мурасы. Укмуштуу Кыргызстан". Этот проект очень важен, чтобы еще раз напомнить кыргызстанцам их историю, чтобы нынешнее и будущее поколение могли черпать информацию о своих предках и знать кто они в этом мире. Для того, чтобы точнее передать смысл рассказов и былин, мы пытаемся брать интервью исключительно у местных историков, которые ранее исследовали свою территорию.
ПРОДОЛЖЕНИЕ ИСТОРИИ "САФЕД-БУЛАНА"
Джалал-Абадская область оказалась очень насыщенной на наличие легенд. Но что интересно, одна легенда перетекает в другую, создавая единую историческую композицию. Примечательно, что все легенды связаны с религией Ислама. Но ведь до Ислама, здесь существовала другая цивилизация. Однако до наших дней дошли сказания только о том, что в VIII веке в Средней Азии началась попытка внедрения Ислама как религии. Видимо этот период для местного населения был очень трудным, болезненным и запоминающимся, что сегодня историки могут вспомнить только то, что мы узнали о легендах "Сафед Булана" и "Ак Коргона".

В этой местности жили люди, которые проповедовали зороастризм. Население занималось земледелием, скотоводством, ремеслом, торговлей. Из ремесленных производств наиболее развито было гончарное производство, обработка дерева и металла. И поэтому невозможно представить, что люди в одночасье могли поменять веру. Попытка внедрения исламизации со стороны караханидов привела к столкновению с местным населением. Это была не просто война, это было столкновение двух древних цивилизаций.

Продолжении истории "Сафед Булана" и "Ак Коргона" мы нашли в Аксыйском районе. Место скрытое от глаз человека. Только знающий дорогу может направить вас в минарет "Падыш Ата".
Все члены съемочной группы МИА "ГовориТВ" были в этой местности впервые, поэтому по дороге сюда мы захватили гида, вернее историка, фаната своего дела Камчыбек уулу Шекербека, который с особой тщательностью изучает историю, он знает наизусть все легенды местности.







Мавзолей "Падыш Ата" расположен в Падыша-Атинском
государственном заповеднике.
От районного центра Аксы до кумбоза 22 км, для этого надо заехать в Кашка-Суйский айыл окмоту и поехать ближе к горам.Мавзолей "Падыш Ата" расположен в Падыша-Атинском государственном заповеднике.






Кумбоз "Падыш Ата"
Кумбоз "Падыш Ата" аккуратно выстроен кирпичиками, внутри него находится тело сахабы (человека, который видел пророка Мухаммеда), звали его Саид Камолоддин Салмани Аль-Фарси. По преданию, когда шах Джарир (сахиб Мухаммед Хазрет шах-и Джарир) покидал свой стан, то вместо себя он оставлял править Саид Камолоддин Салмани Аль-Фарси, поэтому за ним закрепился титул "Падыша", что в переводе означает правитель, король.
Кумбоз "Падыш Ата" находится в глубине ущелья. Путь туда пролегает через благоустроенную тенистую аллею. Почему то именно здесь, проходя через эту аллею, сердце начинает волнительно биться, аура местности заставляет задуматься о бренном мире и ощущать себя никчемным, маленьким существом в огромной Вселенной, наполненной каким-то мощным энергетическим зарядом.
исторические данные
Легенда Саид Камолоддин Салмани Аль-Фарси
Легенда гласит, что Саид Камолоддин Салмани Аль-Фарси был проповедником ислама, он прибыл сюда вместе с шахом Джариром (сахиб Мухаммед Хазрет шах-и Джарир), который, согласно преданию, был внуком пророка Мухаммеда и послан распространять ислам третьим арабским халифом Османом ибн Аффаном (575-656 гг.), период правления которого знаменовался расширением границ исламского халифата. Именно в период его правления была завоёвана почти вся Средняя Азия.
В пещере укрытым водопадом прятался сахаб
Однако в Алабукинском районе Джалал- Абадской области, почти на границе с Узбекистаном, около села Гулистан, у слияния рек Падыша-Ата и Чанач-Сай произошло не виданное столкновение арабов с местным населением. Когда местный хан обманным путем напал на мусульман совершающих намаз и истребил 2 772 арабских воинов-шахидов в «Кыргын-Мечети», расположенной в нынешнем "Сафед Булане". Вместе с шахом Джариром бежали его сподвижники, четверо скрылись в горах, один из них Саид Камолоддин Салмани Аль-Фарси смог добраться до горы Чаркатма (рассыппаная гора) и до ущелья Азапкыр (гребет мучений). В долине Минжылкы имеется водопад Падыша-Ата. По рассказам местных жителей этот водопад считается истоком реки Падыша-Ата. Там в пещере укрытым водопадом прятался сахаб, он днями и ночами предавался молитве.Так сердечно и от всей души молился сахаб, что даже камни не вытерпели эту энергетику и расстаяли, образовав следы от его колен. Тот, кто сможет добраться до водопада увидит эти следы.
Left
Right
В горах он прожил более двух лет. За это время он спускался к людям и потихоньку прививал ислам местному населению, среди которых он нашел себе сторонников. Однако возраст берет свое, к тому времени Саид Камолоддин Салмани Аль-Фарси было больше 70 лет и он чувствуя свою скорую смерть просит сторонников отнести свое тело к братьям, которые находились в Узбекистане.
Он завещал нести его тело без передышки и просил не опускать тело на землю. Он предупредил, что если тело опустится на землю, то его невозможно будет снова поднять.





После смерти, его сторонники как и обещали понесли тело, спускаясь вниз по ущелью они увидели куропатку с птенцами и увлеклись погоней за ними, что забыли о теле. Когда пришли назад и захотели поднять его, не смогли. Так тело Саид Камолоддин Салмани Аль-Фарси и было погребено здесь, на этом самом месте. Позже это место будет называться "Падыш Ата", а мусульмане со всего мира будут стремиться попасть сюда и помолиться, чтобы быть намного ближе к богу.
Знаки Всевышнего
Для мусульман эта местность является святыней, местом паломничества и поклонения могилам правоверных. Сегодня здесь можно увидеть паломников, которые совершают обряд принесения в жертву барана. Таким образом они просят у бога простить грехи, многие просят помощи в решении своих проблем, говорят, что желания сбываются и тогда паломники возвращаются сюда, чтобы поблагодарить за милость.




Священный камень
Что интересно, в этой местности можно найти несколько признаков присуствия легенды. Например этот камень, который расположен на склоне горы. На нем четко изображена надпись Аллах.
Паломники благодарят Всевышнего
Дерево с надписью "Аллах"
Точно такая же надпись видна и на одиноком дереве, напротив кумбоза Саид Камолоддин Салмани Аль-Фарси.


А вот на дальней горе, местные жители увидели два камня, похожего на человека, путешествующем на верблюде. Поговаривают, что это могли быть грезы погребенного здесь сахабы.
Падыша-Атинский государственный заповедник
Отметим, что Падыша-Атинский государственный заповедник был образован в 2003 году. Общая площадь заповедника - 30560 га, из них особо охраняемая территория - 15846 га, охранная зона- 14714 га. Заповедник был организован на базе Авлетимского лесхоза, где научно-исследовательские работы не проводились.
Не доезжая до ущелья Капчыгай в районе минарета Падыша-Ата расположены высокие адыры. Склоны их крутые и расчленены глубокими боковыми притоками и сухими саями. Высокие адыры вплотную подходят к ущелью Капчыгай. Ущелье Капчыгай удивительно красивое место: оригинальная теснина-каньон. Невольно приходит мысль об известном на Кавказе Дарьяльском ущелье. Длина Капчыгая 1-1, 5 км. Оба его борта состоят из громадных монолитных крутостенных скал. Отличительной особенностью ущелья является то, что здесь отсутствуют пойма и террасы реки, так как огромные монолитные скалы круто и резко спускаются к руслам реки Падыша-Ата. Единственная тропа, ведущая к перевалам, идет почти по руслу реки.
Главной водной артерией заповедника служит река Падыша-Ата, берущая свое начало с Музторского хребта. Русло реки загромождено крупными валунами. Течение бурное, особенно в каньонообразном ущелье Капчыгай. Начиная от урочища Эки-Чат количество воды в реке уменьшается, и течение становится спокойнее.

Самым распространенным видом древесных пород в Падыша-Атинском заповеднике является пихта Семенова. Площадь пихтового леса здесь составляет 1546 га. Пихта Семенова очень ценное, красивое дерево, отличающееся от других многими свойствами. Она является эндемиком, но имеет эстетическое и рекреационное значение, охраняется на территории республики с 1975 г.
Отмечается, что благодаря своей географической обособленности, богатству биоразнообразия, особенно уникального арчового леса и пихты Семенова, занесенной в Красную книгу, Падыша-Атинский заповедник заслуживает того, чтобы стать эталоном природно-территориальных комплексов Западного Тянь-Шаня.



А легенда "Падыш Ата"будет напоминать о том, как тяжело и долго пробивала себе дорогу религия Ислам. Кстати в наши дни почти 90% жителей юга являются мусульманами.Поэтому можно сказать, что Саид Камолоддин Салмани Аль-Фарси не зря попал на эту землю. Он выполнил главную миссию своей жизни, он зажег в сердцах зороастрийцев веру в Аллаха.

Авторы:

Кайыргуль Урумканова

Акылай Маратова

Жээнбек Сагыналиев

Адилет Жумакадыров

Материал подготовлен при поддержке Интерньюс-Кыргызстан




Made on
Tilda