Сафед булан- трагедия одной девочки…
Мультимедийное информационное агентство «ГовориТВ» в рамках проекта «Бабалар Мурасы. Укмуштуу Кыргызстан» путешествуя по югу страны, не могла не посетить святое место на карте Джалал-Абада под названием «Сафед-Булан». В состав комплекса, помимо горы Арча-Мазар, входят памятники разных периодов исламской эпохи: мавзолей Аламбердара (знаменосца) (XIX в.), пещера святого отшельника, место казни 2 772 арабских воинов-шахидов «Кыргын-Мачет», мечеть (XVIII — XIX в.в.), мавзолей Шах-Фазиль (усыпальница Сайф-и Давлат-и Маликана, то есть Мухаммада-ибн-Насра из династии Караханидов, правившей в Х — XII вв.), а также мавзолей Сафид-Буленд (или Сафед-Булан) (XIX в.).

Пожалуй для меня история одной маленькой девочки, которая перемыла отрезанные, окровавленные головы более двух тысяч мусульман, стала очень впечатляющей, вызвала чувство сострадания и заставила пережить ту трагедию. Я не могла удержать слез от услышанного и позже заходя в усыпальницу Сафед-Булан я долго думала, смогла бы я совершить такой подвиг. Наверно нет, слишком страшно представить картину девочки несущей головы людей, залитых кровью, с разными эмоциями на лицах умирающих.
Была сохранена история
В Алабукинском районе, почти на границе с Узбекистаном, около села Гулистан, у слияния рек Падыша-Ата и Чанач-Сай, на территории около десяти гектаров расположен историко-археологический комплекс, основную часть которого занимает кладбище с тысячелетней историей. В древности поселение носило название Долона-Шахар, (ир.) долоно – боярышник + шаар — город. Название села менялось несколько раз, и лишь сравнительно недавно ему вернули свое историческое название – Сафед-Булан. Под названием Испид-Булан эта местность упоминается среднеазиатским историком Джемалем Карши в пересказе предания о завоевании арабами Ферганы и исламизации местного населения в XIII веке; это подтверждается эпитафиями (надгробными надписями) на кайраках (камнях наждачного типа) с местного кладбища, датируемых XII-XV веками. С XVIвека эта местность упоминается под названием Сафид-Буленд.

Беляков Ю.П., 2016

Проникновение ислама
Известно, что ислам как религия в эту местность начал проникать еще в первой половине VIII века того времени. Согласно преданию, внук пророка Мухаммеда, шах сахиб Мухаммед Хазрет шах-и Джарир был послан распространять ислам третьим арабским халифом Османом ибн Аффаном (575-656 гг.), период правления которого знаменовался расширением границ исламского халифата. Именно в период его правления была завоёвана почти вся Средняя Азия.
Истребление мусульман
Согласно легенде, шах Джарир прибыл в эти места с многочисленным войском и проповедниками ислама Шах Джарир благодаря своим организаторским способностям и военному искусству был главным организатором и исполнителем завоевательных походов арабов в Среднюю Азию. В то время местное население поклонялось огню, воде и камням.

Шах Джарир собственноручно сжигал идолов в кострах, уничтожал книги, писцов, учёных и жрецов храмов огня и в отличие от своих предшественников добился успехов в покорении местного населения и его исламизации.

Процесс принятия ислама местным населением был долгим и трудным. Когда войска шаха Джарира подошли к городу Долона-Шахар, правителем которого был Карван-бас, жители не захотели менять свою религию на ислам и оказали арабам сильное и мужественное сопротивление. И именно здесь арабы были вынуждены предпринять насильственную исламизацию, вопреки предписаниям Корана. Однако силы были не равны и Карван-бас решил обманом одолеть чужаков. Он решил принять ислам только для вида. Но чтобы усыпить бдительность арабов он выдал одну из своих дочерей замуж за Шах Джарира и вместе с дочерью он отправил во вражеский стан старуху. Дочь должна была узнать слабые стороны арабов, их привычки и обычаи и рассказать о них своим родным.

Однако дочь правителя полюбила Шах Джарира, приняла ислам, поменяла своё имя на арабское Биби Убайда и не стала ничего рассказывать своим родным. На помощь пришла служанка старуха, которая рассказала им, что арабы наиболее уязвимы во время пятничной молитвы, которую нельзя прерывать. И приходят они на неё безоружными.
"Кыргын Мечит"
Именно здесь, на этом самом месте было совершено массовое убийство мусульман. Площадь позволяла вместить более 20000 человек. План язычников был реализован в ближайшую пятницу, когда арабы совершали намаз, вооруженные отряды заговорщиков ворвались на территорию мечети, их было очень много и они напали на безоружных арабов и умертвили многих из них, отрубив им головы. С тех пор это место называется «Кыргын мечит», от слова резня.
Азим Касымов- гид
В этой кровавой расправе погибло 2772 мусульманина, а местным жителям, под страхом смерти запретили их хоронить. Но у шаха Джарира была верная служанка — темнокожая девочка 12-ти лет по имени Булан (тюрк. олень). Она не побоялась гонений со стороны язычников и везде искала голову хозяина. Ей пришлось носить найденные окровавленные головы арабских миссионеров к роднику и возле огромного камня обмывать их. Расстояние от этой мечети до родника и камня, где Булан отмывала отрубленные головы более 600 метров. Несмотря на то, что прошли века, сегодня на камне как будто бы остались следы от крови.
По легенде, девочка днем и ночью таскала головы мусульман к воде, так как могла унести только по две головы. Перемыв все головы она так и не нашла голову своего хозяина. Однако от пережитого ужаса и страха её волосы и кожа стали белыми, за что её и стали называть Сафед-Булан (Белая Булан). Согласно легенде, девочка не прожила долго и умерла, слишком тяжела была психическая травма. Позже она была удостоена чести быть погребенной недалеко от этих мест и над её могилой тоже установили скромный мавзолей. Позднее и всю местность, где произошла трагедия, местные жители стали называть Сафед-Булан. Вход в ее мавзолей запрещен для мужчин, только женщины могут войти и почитать Коран. Внутри кумбоза царит мертвая тишина и только щебетание птиц нарушает покой.
Все головы мусульман, язычники хотели сжечь, а тела было приказано отдать на растерзание животным. Однако, ни одна голова и тело не были тронуты. Потому что после резни, все убитые мусульмане стали шахидами. Вот это место захоронения голов, все они находятся в братской могиле
Головы были захоронены, рядом с кумбозом «Сафед-Булан». Но тела всех погибших мусульман были оставлены на поле перед мечетью-резни, где позже они и были погребены. Под этим курганом, в братской могиле находятся тела убиенных.
Во время бойни, два знаменоносца Аламбердары, отец и сын бежали с исламским флагом. Однако отец получив ранение завещал флаг сыну. Тогда сын спросил: Отец, а что делать, если и я умру.

Тогда отец сказал: Положись на Аллаха, он сохранит наш флаг. Вскоре после гибели отца и сын был ранен, он смог донесли флаг до горы, которая находится в трехстах метрах от места резни. Умирая последний знаменоносец отпустил флаг в воздух и тогда белый флаг растворился в облаках. Позже герои были захоронены на этой горе, где и был воздвигнут мавзолей

Что касается самого Шаха Джарира, то его спасла жена. Он вместе с приближенным через потайную дверь, которая была в михрабе (ар. святилище, ниша в стене мечети), вышли за пределы мечети, где их с лошадьми ждала Убайда, которая хорошо зная окрестности, вывела их за город и они ускакали в Касан, а позднее вернулись на родину. Там у шаха Джарира вскоре родился сын, которого назвали Сайф-и Давлат-и Маликан (однако в одном из источников информации говорится о том, что это не имя, а почётный титул (лакаб). Когда Сайф вырос, достиг девятнадцати лет и сам стал правителем, мать рассказала ему о поражении войск шаха Джарира и он решил отомстить за отца и во главе большого войска и миссионеров вернулся в Долона-Шахар. Виновники трагедии были наказаны, а местное население вновь было подвергнуто исламизации.
Сайф правил этой местностью 16 лет и получил прозвище шах Фазиль, что означало справедливый шах. Но во время одного из пиров он был отравлен и умер мученической смертью. Об этом говорится в эпитафии (надмогильной надписи), выбитой на могильных камнях-кайраках (точильных камнях). В память о любимом шахе над его могилой был построен мавзолей, который был назван его именем. Внутри мавзолея на верхнем поясе купола нанесена такая надпись:
"Это обитель доблестного мужа по имени Сайф-и Давлати Маликан, который был великодушным человеком и за это приобрел славное имя. Пока он был жив, счастье и праведные деяния сияли над ним, как солнце сияет над всем миром. Когда же он пресытился этим бренным миром, то стал шахидом, не остался бренным и поспешил уйти в царство вечности. Из глаз людей текут слезы с тех пор, как он стал шахидом и отвратил свой лик от друзей. Власть принадлежит Аллаху".
Распространение ислама, навязанного силой, проходило с большим трудом. И только его свойство адаптироваться к местным верованиям, способность впитывать до мусульманскую архаику, постепенно приносили свои результаты. Новый правитель понял, что такие мирные средства, как торговля, миссионерские проповеди, экономические меры принесут гораздо больше пользы, чем насилие. И он в этом направлении принял ряд мер. Например, от подушного налога на немусульман (джизью) освобождался в Средней Азии тот, кто подвёргся обрезанию. А те, кто по приказу Сайфа посещали пятничную молитву в соборной мечети, получали по два дихрема (серебряные монеты). Это привлекало неимущую часть населения, а богатых дехкан ислам освобождал от налогов. Особенно быстро обращались в ислам купцы: арабы поощряли караванную торговлю различными способами. Эта дальновидная политика способствовала тому, что мусульманские купцы вскоре стали многочисленнее других. Почти во всех городах по караванным маршрутам возвышались соборные мечети с куполами и минаретами, обслуживая купцов, миссионеров и прочих людей.
Кстати в комплексе «Сафид Булан» находится еще одно место, это ущелье, вырытое одноруким смотрителем этого музея, которого местные прозвали святым отшельником. Ущелье находится на горе мавзолее знаменоносцам. Для чего рыл эту гору смотритель неизвестно. Но говорят, что в глубине пещеры часто обитают змеи. Любопытные паломники, заглядывающие в глубь пещеры встречали там рептилий. Один их них депутат Жогорку Кенеша Руслан Казакпаев.
Для мусульман эта местность является святыней, местом паломничества и поклонения могилам правоверных, погибших при завоевании арабами Ферганской долины.
Надо отметить, что этот комплекс ухожен и отстроен благодаря директору Эркин ажы Бегимкулову, который изыскал необходимые средства. Что самое главное, он смог сохранить наследие для того, чтобы четче передать легенду о происхождении этих святынь следующему поколению. Хочется верить, что и в будущем этот комплекс будет также ухожен и сможет принимать паломников из разных стран мира. Ведь древняя цивилизация, существовавшая на кыргызской земле много веков назад, дает понять, что наша нация является носителем древней культуры.
© All Rights Reserved. Tilda Publishing Design Co.
Авторы:
  • Кайыргуль Урумканова Акылай Маратова Жээнбек Сагыналиев Адилет ДжумакадыровМатериал подготовлен при поддержке Интерньюс Кыргызстан.
Made on
Tilda