• Дүйшөмбү 9 Бештин айы 2019

Остыньте все, одумайтесь! Роза Отунбаева вступилась за директора музея

2 декабря 2019 в 16:44 Бишкек Govori.TV

Экс-президент Роза Отунбаева выразила свою позицию после увольнения директора музея изобразительных искусств им.Г.Айтиева.

По ее словам, эти выходные были последними днями юбилейной выставки Суйменкула Чокморова, в музее проходила и выставка детских картин, посвященная 30-летию подписания Декларации прав человека и она забежала в музей, а там увидела еще и Феминнале, выставку женщин художников из более чем 20 стран.

По Феминнале Минкультуры сегодня сделало заявление под напором дискуссий в социальных сетях. Хочу написать свое мнение по поводу этой выставки: она серьезная, глубокая, новаторская, надо там ходить и думать, не просто плеваться и ругаться! Это выставка женщин о проблемах, которые их мучают, от которых они страдают, умирают, борятся, пусть не одолевают их, но не сдаются! Это крик души, их зов к обществу, что надо остановить насилие, менять свои замшелые отжившие взгляды, призыв к справедливости, к правовому возмездию. Почему дочек и отцы и матери у нас называют такими нежными именами как Айсулуу, Айчурок, Канайым, Айкерим, Мээрим.., но с легкостью в сердце соглашаются когда их крадут незнакомые парни как овцу, считая, что ее дело выйти все равно замуж, родить детей. А если жизнь их не удалась, и женщина, их дочь с двумя-тремя детьми оказывается на улице, или уходит из-за постоянных побоев от мужа, то зачастую родительская семья не принимает ее домой назад: что скажут люди(?!) Уверена, что таких жестоких родителей как у нас вряд ли вы встретите в округе! Это необъяснимая жестокость в конце того легкого соглашательства в самом начале пути – разве это не есть безответственность самих родителей, всего общества по отношению к женщине, к детям?!

По ее словам, все тяготы выпали на плечи женщин в нашем краю: кричащим, разрывающим душу сюжетом выставки является работа художников Алтын Капаловой и , отразившая трагедию женщин-мигранток, сгоревших в московской типографии несколько лет назад.

Почему об этом не пишут те, кто куражатся и охаивают Феминнале?! Они вообще ходили на эту выставку или, увидев только фоторепортаж из Кактуса, делают свои суждения? К сожалению, я не являюсь ни инициатором, ни куратором этой выставки. Но как зритель скажу вам, да, есть там сюжеты, которые нашему менталитету и практике жизни непонятны, чужды. Эти злополучные трусы, на которых написано «Мое право делать аборты», действительно из другой оперы, это тема других стран и женщин, не актуальна для нас. Давайте не думать, что только у нас есть клерикальная и житейская ортодоксия, которая противостоит современной жизни. У нас аборты, слава богу, не являются политической повесткой дня и мы имеем время и силы бороться с другими проблемами жизни. Поэтому я согласна, надо безусловно обсуждать предварительно концепт, идею и показ выставки на научно-методическом совете музея, иметь в виду местный контекст. Но пожалуйста и не превращайте музей в богадельню, именно так вышли на свет великие мастера кисти через споры и сопротивление, пробуждение миллионов своими картинами, произведениями искусства. Феминнале, пожалуй единственная выставка современного искусства последней декады на памяти. Искусство на то оно и искусство, что будоражит, сотрясает умы и сердца людей, это не скучища собранных полотен, написанных в классическом духе, которые вы видите из выставки к выставке. Музеи современного искусства, ставшие реальностью не только в Париже или Нью-Йорке, но и в Москве и в Баку, Тбилиси и Ереване, а скоро будет такой построен и в Алмате – это отражение нашей жизни, весьма противоречивой, скандальной, не умещающейся в рамки обычного. У нас только один музей изобразительных искусств и, я надеюсь, те кто критикуют в сетях, они – постоянные зрители наших музеев, воспитанные в духе Айтиева, Чуйкова, Чокморова. Однако сила современного искусства – в его актуальности, в его возможностях поднять самые острые темы дня не только кистью, но и всеми другими способами и приемами, задеть, зацепить человека за душу, открыть его потенцию для творчества и акций. Если бы не художники-авангардисты, их выставка на окраине Москвы, на которую сходил сам Н.С.Хрущев не началась бы оттепель 60-х годов, не был бы развенчан сталинизм, не пошли бы процессы демократизации, которые в конечном счете привели к распаду СССР и образованию нашего независимого государства.

Роза Отунбаева считает, что Министерство культуры озаботилось и выдало скоропалительную реакцию по поводу одной этой выставки единственно работающего музея в столице по навету людей, малознакомых с искусством.

Почему Минкультуры не работает над открытием Исторического музея, непростительно надолго выпавшего из культурной жизни горожан и гостей страны?! Если верить респектабельным туристическим рейтингам, нас вывели в десятку стран мира, которые следует посетить в последние годы. Хорошо, выручают нас горы, которые стояли здесь тысячи лет, а зачем тогда все чиновники, без которых кыргызскому народу можно зарабатывать на своей природе?! Музей Фрунзе в транзиции, все остальные музеи города, спят зимним мирным сном как обычно. Ведь все это общественные здания, может отдавать для общественного блага их под уроки для старших классов для близлежащих школ, в которых дети учатся в три смены?!

Еле пробили в Музее ИЗО платные занятия для детей, их постоянно закрывали какие-то службы, которые против зарабатывания музеем, т.е. госучреждением денег. Этот абсурд существует и непробиваем, а между тем музей нуждается в ремонте, оцифровании всех картин и работ, в средствах для ведения живой образовательной работы с детьми, пожилыми, учителями, с людьми с физическими недостатками. В сетях разбушевались те, кто отстаивает наши традиционные нравы и ценности, молодой министр стушевался, указывают директору музея Мире Жангарачевой на выход вместо того, чтобы разобраться и сделать выводы. Остановитесь господа, у вас может есть административная сила, но есть и общественный глас и женская солидарность: выставка посвящена всем кричащим проблемам женщин на всемирной неделе, посвященной против женского насилия. Что вы Минкультуры, все правительство сделали в решении этой проблемы?! Если женщин так часто бьют до смерти, а этим полны все сводки новостей, если становится все больше педофилов-мужчин, которые насилуют и даже женятся на 13-15 летних девочках, а тех мужчин, кто берет больше чем две жены не счесть, это все женщинам можно терпеть и терпеть?! Доколе терпеть?! Выставка образовательная, поучительная, впору привести туда всех, кто ютится в кризисных центрах, а их у нас 14, и их крайне в стране не хватает! Что за мужики у нас?! В каком обществе мы живем?! Остыньте все, одумайтесь! Надо всем нам задуматься как преодолевать все эти проблемы. Неделя против насилия не декоративная, она, надеюсь, всех заставит изменить наши устои, наш подход к женщинам и их проблемам. Именно в этом сила искусства, ее зов. А зачем выставки ради выставок, мертвые музеи?! Мы женщины, как всегда постоянны в своих взглядах, настроены на изменение страны в лучшую сторону.

Количество просмотров: 147